Ваш надежный партнер и помощник в развитии и процветании бизнеса!

Вкусная Пасха

Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook

Традиция праздновать Пасху распространилась по всему миру от иудеев, которые связывали этот праздник с исходом из египетского рабства. Первой пасхальной выпечкой была маца – тонкие сухие лепешки из пшеничной муки.

С приходом христианства традиции изменились, и Пасха стала символизировать победу Христа над смертью. Тогда же ветхозаветные пресные лепеш- ки на праздничном столе заменил квасной (дрож- жевой) хлеб, так как Христос в одной из притч сравнил Царство Божие с закваской – дрожжами – и, согласно греческому тексту Евангелия, во время Тайной вечери благословил именно квасной хлеб.

Высокий и красивый

По мнению историков, русское слово «кулич» восходит к греческому «kollikion», означающему «хлеб круглой или овальной формы». Хотя настоящий кулич должен быть не только круглым, но и высоким, потому что весной все в природе оживает и тянется вверх.

Приготовление красивого и вкусного пасхального кулича – трудоемкое дело.

Главные ингредиенты – пшеничная мука высшего сорта, сливочное масло, молоко, яйца, сахар, дрожжи и соль. Добавки могут меняться, но в той или иной мере всегда должны присутствовать в кули- че. Это относится к пряностям, таким как кардамон, гвоздика, корица, мускатный орех, ваниль, лимонная цедра, шафран – он, кстати, служит одновременно специей и желтым красителем. Правда, в куличах должен преобладать аромат одной пряности, чтобы ничто не заглушало особый вкус самого куличного теста.

Опарное тесто для куличей должно подходить не менее трех раз: когда будет растворено, когда бу- дет замешано и еще раз уже на противне. На каждой стадии вносится какой-нибудь новый компонент, и эти интервалы дают тесту возможность вызревать постепенно.

Готовое тесто очень капризно. Нужно строго соблю- дать температурный режим, избегать сквозняков и любых перепадов температуры.

Естественно, дрожжи должны быть лучшего качества, свежие, мука – высшего сорта, сухая и просеянная, сахар – мелкий, рафинированный, а духовка – равномерно горячая (оптимальная температура 180 C). В тесто добавляют много яиц, но оно не должно получиться ни жидким (тогда куличи рас- плывутся и будут плоскими), ни слишком густым (получатся «тяжелыми» и быстро зачерствеют). Идеальная консистенция — когда тесто можно резать, но при этом оно не тянется за ножом. Месить тесто следует как можно дольше, пока оно не будет полностью отставать от рук и от посуды или стола.

Чтобы кулич поднялся ровно, в середину втыкают деревянную шпажку и так ставят кулич в духовку. Через час – полтора шпажку нужно вынуть: если тесто к ней прилипло, значит, кулич еще сырой. Вообще время выпечки зависит от размере изделия и может составлять от 1 до 1,5-2 часов.

Готовый кулич покрывают глазурью посыпают оре- хами или цукатами. Кстати, разрезать его следует не вдоль, а поперек, верхушку сохранить и накрыть ею оставшуюся часть, чтобы она не засыхала.

Бабы бывают разные

К Пасхе раньше выпекали и бабы – изделия из сдобного дрожжевого теста (иногда бисквитного) с большим количеством яиц. Если строго соблюдать рецептуру, а она во многом похожа на вышеописанную, то бабы получаются нежными, аппетитными и вкусными. Автором этих замечательных «кексов» считается опальный польский король Лещинский, якобы поделившийся рецептом с французами и на- звавший изделие в честь любимого героя Али-Бабы.

Русские бабы – тюлевая, кружевная, нежная, атласная, муслиновая, пуховая – всегда получались у наших бабушек необыкновенно воздушными.

Название бабы обычно отражает структуру готового теста: например, тюлевая в разрезе очень пористая, похожая на тюль, муслиновая – менее пористая и т.п. А чтобы баба была еще вкуснее, ее часто пропитывали теплым сахарным сиропом, ароматизированным ромом, коньяком и вином, а верх украшали глазурью и посыпали орехами и сухофруктами. Кстати, раз уж вспомнили о Лещинском, стоит упомянуть, что поляки на Пасху тоже пекут бабку (babka) – что-то вроде нашей ромовой бабы (только без рома), а также пасхальный кулич с изюмом, глазурью и цукатами.

Однако, прежде чем говорить о том что готовят на Пасху наши соседи, нужно разобраться с не- которыми понятиями. Пасха – главный праздник православных христиан, а для католиков важнее Рождество. Так уж повелось, что россияне празднуют Воскресение Христово – день духовного рождения Спасителя, а более практичные жители западных стран – физическое рождение младенца Иисуса. Именно поэтому возникают курьезы, наподобие заполоняющих российские магазины итальянских рождественских кексов панеттоне – можно даже подумать, в Италии их не доели на Рождество и прислали нам на Пасху. На самом деле в Италии принято печь к пасхальному столу особую сдобу в форме голубки – colomba pasquale.

Национальные модификации

Пасха у христиан (будь то православные, католики или протестанты) – один из двух главных праздников в честь и память воскресения Христа. В силу этого пасхальный стол состоит из обязательных традиционных ритуальных блюд, полный набор которых желателен, но может быть в каждом конкретном случае сокращен, причем довольно существенно. Важно, чтобы присутствовало хотя бы одно блюдо из каждой традиционной позиции. По составу эти кушанья связаны с национальной кухней того или иного народа, а также с пищевой логикой данного праздника, наступающего после сурового поста. Поэтому все, что запрещалось есть в пост, может и должно быть на пасхальном столе.

Пасха – не главный праздник в католической церкви, в отличие от православной, поэтому ритуальный характер пасхальных блюд, столь четко и строго сохранившийся в православии, в меньшей степени поддерживается католиками. В католической Пасхе преобладают национальные модификации ритуального стола, чему особенно способствует многообразие кулинарных различий в католических странах, разбросанных по всему миру и в национальном отношении столь отличающихся друг от друга. Вот почему кулинарное оформление пасхальных торжеств у католиков сохраняет не столько ритуальные черты, сколько национальные, связанные с особенностями местной, региональной народной кухни.

Причем здесь заяц?

Истоки почитания этого животного коренятся в древности. Заяц был обязательным спутни- ком англосаксонской языческой богини весны и плодородия Эостре. Своей необыкновенной плодовитостью он символизировал продолжение жизни и ее обновление, ведь линяет зверек именно весной. Существует и такое толкование: праздник Пасхи приходится на первое воскресение после полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия, а заяц как раз считается лунным животным.

В средневековой Европе бытовало предание о том, что именно этот зверек приносит пасхальные яйца. С тех давних времен сложилась традиция гото- вить на праздник Христова Воскресения коврижки в виде фигурки зайца с запеченным внутри яйцом. Паломники брали их с собой в дорогу. А старинное народное поверье о том, что на Пасху зайцы несут яйца и прячут их в укромных местах, пришлось по нраву взрослым, придумавшим веселую детскую игру: дети отправлялись на поиск разукрашенных яиц и к радости своей находили их в саду, огороде или цветочных горшках. Эту забаву и сегодня называют охотой на пасхального зайца. Популярности персонажу, несомненно, добавили современные кондитеры: в XX веке зайчик, отлитый из шоколада, стал любимым лакомством европейцев в праздник Воскресения Христова.

Анна Старкова

Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в facebook
Facebook
Больше статей:

СПРОС НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ МУЧНЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ РАСТЕТ КАЖДЫЙ ДЕНЬ

На сегодняшний день самый активный интерес хлебопеки проявляют к климатическому оборудованию, а именно к камерам шоковой заморозки. Чем вызван такой спрос и почему камера шоковой заморозки сейчас

Читать полностью »